Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

аполлинер гийом

Энциклопедический словарь

Аполлине́р Гийом (Apollinaire), настоящие имя и фамилия Вильгельм Аполлинарий Костровицкий (Kostrowicki), (1880-1918), французский поэт. Лирика Аполлинера (цикл «Жизнь посвятить любви», 1917) сочетает острое, подчас саркастическое ощущение жестокости жизни (цикл «Бестиарий, или Кортеж Орфея», 1911) и радость её приятия, противостояние утратам и времени (книга стихов «Алкоголи. 1898-1913», 1913). Сборник новелл «Ересиарх и К°» (1910), книга иронической прозы «Поэт убиенный» (1916). Экспериментировал с формой: сюрреалистическая драма «Сосцы Тиресия» (постановка 1917, издание 1918), графические стихи «Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913-1916» (1918) - лирическая хроника трагического восприятия 1-й мировой войны, участником которой был Аполлинер. Итоговые размышления о времени и личности - в мистерии-буфф «Цвет времени» (1918, опубликовано в 1920).

* * *

АПОЛЛИНЕР Гийом - АПОЛЛИНЕ́Р (Apollinaire) Гийом (наст. имя и фам. Вильгельм Альбер Владимир Александр Аполлинарий Костровицкий, Kostrowitsky) (26 августа 1880, Рим - 9 ноября 1918, Париж), французский писатель.

В поисках идентичности

Вильгельм, как называли его в семье, никогда не узнал тайну своего рождения и всю жизнь страдал от этого. Он был сыном польской аристократки и получил фамилию матери, а не своего предполагаемого отца Франческо д"Аспермонта. Италия, где мальчик провел первые шесть лет жизни, навсегда осталась для него романтической страной детских грез. В 1887 году Анжелика Костровицкая перебралась в княжество Монако вместе с двумя сыновьями (младший, Альбер, также был рожден вне брака) и отдала старшего в лицей Сен-Шарль. В этот период Вильгельм много читает и рисует, проявляет интерес к идеям анархизма и высказывается в поддержку Дрейфуса (см. ДРЕЙФУСА ДЕЛО). Он уже знает, что станет писателем, и безуспешно пытается опубликовать свои ранние сочинения. В апреле 1899 года семья переехала в Париж, лето братья провели в бельгийских Арденнах, где Вильгельм познал первую любовь и увлекся валлонским фольклором. Биографы считают эти бельгийские каникулы поворотным моментом в становлении писателя: именно в это время он создал начальную версию «Гниющего чародея» (1909). По возвращении в столицу Вильгельм берет уроки стенографии, работает литературным «негром», заводит полезные связи в журналистской среде. Псевдоним «Гийом Аполлинер» впервые появляется в сатирическом еженедельнике «Табарен», с которым писатель сотрудничал до 1902 года, когда улучшившиеся финансовые возможности позволили ему посетить Германию и Австро-Венгрию. Воспоминания об этом путешествии лягут в основу многих новелл сборника «Ересиарх и Кo» (1910). Устроившись на работу в банк, Аполлинер продолжал регулярно печататься в разных периодических изданиях. С 1903 года он трижды пытался завести собственный журнал («Фестен д"Ёзоп», «Ревю имморалист», «Леттр модерн»), но каждый раз дело ограничивалось несколькими номерами. Большое значение для него имело знакомство с Максом Жакобом (см. ЖАКОБ Макс) и Пабло Пикассо (см. ПИКАССО Пабло), чьи эстетические идеи он принял безоговорочно. Постепенно Аполлинер становится заметной фигурой: его книга «Ересиарх и Кo» была выдвинута на Гонкуровскую премию (см. ГОНКУРОВСКАЯ ПРЕМИЯ), он стал вести постоянные рубрики в нескольких журналах и регулярно сотрудничать с «Библиотек де Кюрьё», где публиковались тексты эротического характера. Писатель составил около тридцати антологий и планировал издать свои комментарии отдельным томом, который вышел в свет уже после его смерти («Влюбленные дьяволы», 1964). В августе 1911 года он оказался замешан в скандальную историю, связанную с кражей «Джоконды» из Лувра: ему пришлось провести несколько дней в тюрьме Сантэ, но самым тяжким испытанием оказались ксенофобские нападки прессы. Аполлинер в подавленном состоянии уехал из Парижа, но именно в это трудное для себя время подготовил к выходу в свет свой первый поэтический сборник «Алкоголи. 1898-1913», куда вошли стихотворения разных лет; фронтиспис книги, в которой полностью отсутствовали знаки препинания, украшал портрет автора, выполненный Пикассо в кубистической манере. На этот же предвоенный 1913 год приходятся программные теоретические сочинения поэта - «Художники-кубисты», «Эстетические размышления», «Футуристическая антитрадиция».

Войну Аполлинер встретил с восторгом, считая ее воплощением современного понятия красоты. Он рвался на фронт с целью доказать, что является настоящим французом, и добился своего, попав сначала в артиллерийские войска, а затем в пехоту. Последние два года его жизни оказались очень насыщенными. 9 марта 1916 года он получил французское гражданство, 17 марта был ранен в голову осколком снаряда, 9 мая перенес трепанацию черепа, в октябре вышла вторая книга новелл «Убиенный поэт», в конце декабря группа молодых литераторов устроила банкет в честь мэтра нового направления в искусстве. 24 июня 1917 года состоялась премьера «сюрреалистической (см. СЮРРЕАЛИЗМ)» драмы «Сосцы Тиресия» (опубл. 1918), в ноябре Аполлинер выступил с лекцией «Новое сознание и поэты». Последним его прижизненным изданием стал сборник «Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913-1918». Писатель умер от испанского гриппа, так и не узнав об окончании войны. Похороны состоялись 13 ноября в церкви св. Фомы Аквинского, где за полгода до этого Аполлинер обвенчался с Жаклин Кольб. Посмертно были опубликованы роман «Сидящая женщина» (1920) сборник рассказов «Меланхолический страж» (1952), драма «Цвет времени» (1920), переписка с Луизой де Колиньи-Шатийон «Послания к Лу» (1955).

В поисках новых смыслов

Творчество Аполлинера, восходящее к поэмам «чистых форм» Стефана Малларме (см. МАЛЛАРМЕ Стефан), пролагает путь к сюрреализму и лирическому эпосу XX века. Возродив старую технику «граффити (см. ГРАФФИТИ)» (надписей), писатель создает при помощи стихотворных строк рисунки - с целью придать поэзии не только временной, но и пространственный объем. Эпическое начало проявляется в стремлении вовлечь в поэтический опыт новый жизненный материал, в освоении сфер действительности, до сих пор считавшихся непоэтическими, во внедрении прозаизмов и разговорных элементов. В поэзию прорывается язык репортажа и газетной статьи, призванный передать мгновенные впечатления, стремительно сменяющие друг друга и связанные прихотливыми мимолетными ассоциациями, в которых тем не менее сохраняется единство настроения.

Энциклопедия Кольера

АПОЛЛИНЕР Гийом (Apollinaire, Guillaume)

(1880-1918), французский поэт, романист и драматург. Настоящая его фамилия Костровицкий (Kostrowitsky): по матери он был поляк, имя отца осталось неизвестным. Учился в лицее Сен-Шарль в Монако. В 1898 приехал в Париж, опубликовал первые стихи. В 1913 выпустил первый сборник - Алкоголи (Alcools). В его творчестве начального периода ощущается влияние символизма. Во время Первой мировой войны написал большую часть стихотворений, изданных в 1918 в сборнике Каллиграммы (Calligrammes). Войну поэт встретил восторженно, увидев в ней новейший апофеоз Красоты. Возродив старую технику "граффити" (надписей), он создавал рисунки при помощи стихотворных строк. Став глашатаем кубизма, Аполлинер познакомил публику с представителями нового направления в книге Художники-кубисты (Les Peintres cubistes, 1913). В число его прозаических произведений входят повесть Убиенный поэт (Le Pote assassine, 1916), роман Сидящая женщина (La Femme assise, опубл. 1920) и сборник рассказов Ересиарх и Ко (L'Heresiarque et Cie, 1910). В 1917 была поставлена его "сюрреалистическая драма" Сосцы Тиресия (Mamelles de Tirsias). Умер Аполлинер в Париже 9 ноября 1918.

ЛИТЕРАТУРА

Аполлинер Г. Стихи. М., 1967 Хартвиг Ю. Аполлинер. М., 1971 Голенищев-Кутузов И.Н. Гийом Аполлинер, его друзья и последователи. - В кн.: Голенищев-Кутузов И.Н. Романские литературы. М., 1975 Аполлинер Г. Избранная лирика. М., 1985

Полезные сервисы